4 сентября в Успенском Дуниловском женском монастыре состоялось торжественное богослужение, посвященное празднованию Грузинской иконы Пресвятой Богородицы. Список с чудотворной Грузинской иконы - одна из самых почитаемых святынь обители.
В этот день в монастыре был совершен традиционный крестный ход с пением акафиста Царице Небесной.
В крестном ходе приняли участие воспитанницы Дуниловской Православной женской гимназии, а также многочисленные прихожане и паломники обители.
Согласно преданию, икона имеет грузинское происхождение, и первоначально образ находился в Грузии, но во время покорения страны в 1622 году персидским шахом Аббасом икона вместе с другими ценностями была вывезена в Персию, где предприимчивые персы организовали торговлю православными святынями. Через 3 года после этих событий к русскому приказчику ярославского купца Григория Лыткина Стефану Лазареву, бывшему в Персии по торговым делам, местный житель принес Грузинскую икону Божией Матери и предложил её купить. Лазарев не смог упустить возможности выкупить православную святыню и, несмотря на высокую стоимость иконы, украшенную серебром и золотом, приобрел её. В это время купец Лыткин в сонном откровении узнал о приобретении его приказчика и получил указание свыше отдать святыню в Красногорский монастырь, что на реке Пинеге, близ Архангельска.
Первоначально обитель была названа Черногорской, потому, что была построена на гористой, мрачной с виду, окруженной густыми лесами местности, известной под именем Черной горы. Об этом откровении купец вскоре забыл, но когда через 4 года его приказчик вернулся на родину и показал приобретённую икону, благочестивый купец вспомнил о видении и тут же отправился в поездку в Архангельскую губернию. Он передал святыню монахам Красногорской обители, где специально для нее строит церковь и снабжает её необходимой утварью и книгами.
После появления иконы в Красногорском монастыре там стали происходить многочисленные чудотворения. Монах обители - слепой и глухой Питирим после молитв перед этим образом обретает зрение и начинает слышать.
В 1654 году Грузинскую икону привезли в Москву для поновления и изготовления нового оклада. В тот год в городе была эпидемия чумы и с привезённым образом связывали ряд исцелений. Так, в благодарность за исцеление своего сына серебряных дел мастер Гавриил Евдокимов заказал список с Грузинской иконы для церкви Святой Троицы в Никитниках, который приписывают кисти Симона Ушакова.
Слава о Грузинской иконе доходила до самых дальних уделов Русской земли. В царствование Алексея Михайловича крестные ходы с чудотворным образом проходили не только по главным городам России - Москве, Устюгу, Вологде, Переяславлю-Залесскому и др., но доходили даже до реки Лены в Сибири. Сохранилось свидетельство, что в 1698 году было постановлено каждый год приносить святую икону в г. Архангельск «ради освящения града и христолюбивых народов, требующих Божией и Ея Богоматери милости». Тогда же был написан и канон иконе смотрителем Московской типографии Феодором Поликарповым.
Из-за сообщений о чудесах в 1658 году по указу царя Алексея Михайловича и патриарха Никона иконе было установлено празднование 22 августа (по старому стилю), т. е. 4 сентября по новому, в день её появления в монастыре. В 1698 году указом было предписано ежегодно приносить Грузинскую икону в Архангельск «ради освящения града и христолюбивых народов, требующих Божией и Ея Богоматери милости». Кроме Архангельска, образ носили в Вологду, Великий Устюг, Переславль-Залесский, Москву и в Сибирь.
В 1707 году изограф Оружейной палаты Кирилл Уланов сделал точный мерный список Грузинской иконы. На его нижнем поле помещена надпись: «[1707] написан сей святый Богоматере образ мерою и начертанием каков в Черногорском монастыре, имянуемыя Грузинския». В иконе находятся четыре мощевика. С иконы были сделаны и другие списки, некоторые из которых почитались чудотворными.
Подлинник Грузинской иконы Божьей Матери до наших дней, к сожалению, не сохранился.
В 20-х годах прошлого века с закрытием Красногорского монастыря икона исчезла, чтобы ненадолго появиться в 1946 году, когда монастырь вновь открылся. Тогда архангельский епископ Леонтий сообщил в Московскую патриархию, что икона участвовала в крестном ходе в Архангельске. Есть сведения, что до конца 50-х годов она находилась в Третьяковской галерее. Однако ревизия 1964 года, проведенная в фондах галереи, не обнаружила образа. Либо он был похищен, либо продан советским правительством за границу. Факты такой продажи музейных ценностей имели место в советской истории.